Ченси Гарденер (shotlandez) wrote in plan_nomer_9,
Ченси Гарденер
shotlandez
plan_nomer_9

Category:

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ ДИСКОВ РУССКОГО СЁРФА

Совсем незаметно пролетела круглая для «Плана 9» дата.
Пять лет назад, в марте 2007 года, журнал был задуман, а уже спустя пару месяцев увидел свет в качестве блога в Живом журнале. Самому не верится! За эти пять лет было всякое, и как показали пролетевшие годы, «План 9» продолжают помнить и любить его преданные читатели. Да и самому мне скучновато без «Плана 9», кто бы мог подумать)
Так что я буду продолжать вас радовать в меру сил новыми текстами. Из которых вы узнаете для себе много относительно нового и в меру полезного о самый лучшей на свете музыке – рок-н-ролле. Сегодня, например, мы поговорим о пластинках, компактах и мр3-файлах, без которых пейзаж русского сёрф-рока был бы до усрачки уныл и пичален. 
 
 
Поющие гитары «Песня – это главное, друзья»



Для кого-то, возможно, это станет откровением, но в Советском союзе 60-х сёрф существовал, причем вполне уверенно – на официальной сцене. Так что, можно сказать, процветал. В отличие от патлатых и крикливых рокеров, сёрф-группы «Электрон» и «Поющие гитары» не вызывали подозрения властей. Они выступали в аккуратных костюмчиках и исполняли виртуозные инструментальные композиции – порою даже авторства советских композиторов. Экзотика и герметичность сёрфа сыграла злую шутку с этой всеми нами любимой разновидностью рок-н-ролла. С одной стороны, власти не щемили сёрф-группы – но с другой, их не замечали «прогрессивные» слушатели. Массы слушали Beatles и Rolling Stones, а продвинутые знатоки –Ventures и Shadows.
Между тем, 10-дюймовка с исключительно советским названием «Песня – это главное, друзья» чудо как хороша. Мало того, за минувшие десятилетия, как выдержанное вино, она приобрела особую ценность. Если закрыть глаза на песенные номера, сделанные в лучших традициях советской эстрадной песни, остается сёрф «венчурского» разлива, интеллигентный и элегантный гитарный лаунж 60-х годов. Это наша с вами история, друзья. Не обязательно слушать эту запись каждое Божие утро, собирая дупли на работу, но знать – непременно.


[Остальные семь]
«Riding The Snowy Wave» (Various Artists)



Шикарное диджипак-издание, скомпилированное главными популяризаторами сёрфа в Москве – журналистом/продюсером Артемием Троицким и художником/музыкантом Михаилом «Вивисектором» Антиповым. На сборнике можно услышать не только треки верных любимому стилю сёрф-групп – как, например, Vivisectors, Bombers или Messer Chups.  Но также сёрфовые номера самых разных исполнителей – начиная Валерием Шаповаловым (тем самым автором назойливого шлягера из 80-х «Стой! Кто идет?») и заканчивая первыми московскими нео-рокабилльщиками «Мистером Твистером».  Этот диск является всенепременнейшим Musthav’ом в коллекции всякого правоверного ценителя сёрф-рока!  

Messer Chups «Heretic Channel»



У этого альбома была непростая судьба – он создавался долго и мучительно, в частности, дважды перезаписывался. В итоге существует две версии этого альбома, и обе были изданы на CD лейблом Solnze Records. Издание выше всяких похвал: оригинальная упаковка, стильный дизайн – сделано с любовью и с душой, в общем, как всегда издает диски «солнечный» хозяин Олег Тарасов.
Правда, сам я предпочитаю слушать виниловый вариант. Во-первых, это еще более экзотический фетиш, чем CD-артефакты от Solnze Records. (Кто хоть раз держал в руках их релизы, тот меня поймет.) Во-вторых, на виниловой версии другой порядок песен, и как раз «драматургия» винилового альбома кажется мне более удачной и убедительной.
Что касается самой музыки, то «Heretic Channel» автоматически стал современной классикой жанра. Messer Chups вполне уверенно себя чувствуют в контексте мировой сёрф-сцены, аналогов их музыке сходу и не найдешь. Гитаркин сотоварищи взяли все самое лучшее, что есть в спай-, скай-фай- и хоррор-сёрфе, включая сэмплы из фильмов ужасов и аутентичное звучание инструментов, добавили замогильные спичи и звук органа, записанного непосредственно в церкви (!!!), а в получившийся  экзотический коктейль вбросили несколько совершенно неожиданных кавер-версий – на Эрби Хэнкока и Ministry.
Результат получился неописуемым, как баобаб. Глупо говорить, что я завидую тем, кто еще не слушал эту пластинку – всякий раз я сам ее слушаю, как будто впервые.

Coffin Wheels «Undead At Griboedov Club»



Я уже писал отдельный обзор этого концертного диска, так что подробно останавливаться смысла особого нет. Отметим основное – Coffin Wheels играют довольно экзотический для славянского менталитета хоррор/дементед-сёрф. (В СНГ жизнь так ужасна сама по себе, что пугающего очарования би-мувис нам не понять никогда)))
Причем играют Coffin Wheels просто великолепно, показывая прекрасную исполнительскую технику на концертах, композиторский талант в оригинальных композициях и безупречный вкус – в подборе кавер-версий. Кстати, на подходе первый студийный диск Coffin Wheels, который, я уверен, займет в этом списке самое достойное место!

Bombers «Bombers»



Классическая запись, которая по какому-то недоразумению известна только узкому кругу собирателей и знатоков. Еще один альбом-фантом, который так и не был издан, хотя еще 10 лет назад его наиграли и записали такие корифеи питерского рок-н-ролла, как Виталий Андреев (гитара) и Максим Темнов (бас). На барабанах играл Михаил Смирнов (сейчас –
Thе Catafalque).
«Послужной список» Макса Темнова потребует отдельной статьи. Виталий Андреев, известный под ником «Каля», тоже не лыком шит – в девяностые годы он переиграл в куче питерских сайкобилли-групп, и сейчас вспахивает гитарную ниву в интереснейшем сайко-проекте The Squix. На выходе получился весьма любопытный гибрид сайкобилли и сёрфа: легкие, не лишенные иронии сёрф-мелодии гармонично сочетаются со сдержанным напором и мрачностью грамотного сайкобилли, а головоломные партии Темнова достойны восхищения и подражания.
Запись была пересведена еще в 2004 году Михаилом «Вивисектором» Антиповым, но вопрос с изданием по-прежнему висит в воздухе. В принципе, я получил от Макса Темнова разрешение сделать интернет-релиз, но что-то пока меня останавливает. С одной стороны, родина должна знать имена своих героев. С другой, эта запись достойна пускай лимитированного, но все же CD-тиража с хорошей полиграфией.

Gulag Tunes «Мелодии и ритмы Гулага»



Самая известная запись сёрфа среди народных масс – причем настолько народных, что они и слова-то такого, как сёрф, отродясь не слышали. Проверьте сами: забейте в Google  названием альбома, и первая же десятка ссылок приведет вас на ресурсы шансона и блатно    й песни. Михаил «Вивисектор» Антипов, организатор всего этого безобразия, похвалялся в интервью «Плану 9», что «Мелодии и ритмы Гулага» – самая продаваемая сёрф-запись в мире. Надеюсь, он не шутил)
Воспринимать эту запись как курьез и анекдот мешает тот факт, что в российской музыке такие странные междужанровые эксперименты не ставились с 1979 года, когда Рудольф Фукс свел вместе Аркадия Северного и хард-рокеров «Россиян». Ну, а кроме того, кавер-версии классических блатных и ресторанных песен – начиная «Гоп-со-смыком» и заканчивая «Вишнями», сыграны с такой интеллигентностью, задором и юмором, что в этой записи нет ни грана пошлости, ни грамма постмодернистской циничной иронии. «Мелодии и ритмы Гулага» сделаны с огромной любовью к музыке и уважением к исходному материалу – по сути, такой же «корневой» музыке, как блюз или кантри. Это не может не подкупать, а искренность музыкантов искупает отдельные огрехи домашней записи.
Кстати, соавтором этой записи выступил вездесущий Макс Темнов (см. заметку о Bombers).

The Surfaces «Dangerous Exchange»



The Surfaces – проект Тараса Савченко, бывшего гитариста тульской сайкобилли-группы Stressor, а ныне весьма успешно выступающего с собственной  сайко-группой Magnetix.  Проект интересен тем, что Тарас (который, кстати, сам сыграл все партии гитары и барабанов) впервые в России записал альбом в экзотических для наших широт стилях спай-сёрф и скай-фай-сёрф.
«Dangerous Exchange» – это легкое, сотканное из воздушных, неуловимо-тревожных мелодий музыкальное полотно; очень цельный, можно даже сказать, концептуальный альбом. Главная изюминка – кавер-версия на «House Of Horror» Марва Гриффина (эта мелодия знакома каждому из нас с детства благодаря мультфильму о Карлсоне). «Dangerous Exchange» записан без партий бас-гитары, но с использованием электрооргана  – классического сёрф-инструмента, который используется современными сёрферами до обидного редко.
Альбом в свое время был официально выложен в сети для свободного скачивания и давным-давно осел в частных коллекциях в формате мр3. Но так как сейчас все ссылки уничтожены, а Тарас Савченко издал на виниле и CD вот уже два альбома своего основного проекта Magnetix, остается надеяться, что совсем скоро у нас будет возможность подержать в руках издание «Dangerous Exchange» – желательно на пластинке. Хотя, в принципе, сойдет и компакт.  

«Voodoo Surf» (Various Artists)



Сборник сёрфа, изданный в Киеве практически незаметным тиражом 300 экземпляров моими скромными усилиями – и моих друзей, неплохо разошелся в интернете. А  благодаря семейству Антиповых несколько дисков попало в Америку, где «Voodoo Surf»  удостоился вполне благожелательных рецензий в местной тематической прессе.
Сборник содержит 25 треков, записанных с 2006 по 2008 год, и вполне адекватно отражает положение дел на тогдашней российской и украинской сёрф-сцене. (За исключением рижан B-Sea Surfers.) Единственные, кто не попал на сборник – сумские сайкобиллы Rebel Gang, которые продолжительное время выступали с программой сёрф-стандартов, но у них до сих пор нет более-менее приличных записей. Киев вполне достойно представили Waikiki Makaki и Night Surf.  
Но в  первую очередь, сборник интересен тем, что на нем представлены записи сёрф-групп, которые и по сей день не удосужились записать собственные альбомы. Это The Spoilers, The Catafalque и The SilverTonez. Также на диске можно найти два трека совершенно волшебных спай-сёрферов The Surfaces, о которых мы уже сказали несколько слов в отдельной заметке.



PS. Если вам понравился этот текст, скопируйте ссылку на него в свой блог, на сайт, любимый форум или на вашу страничку социальной сети – возможно, он нужен тем, кто ищет какую-нибудь информацию о сёрф-роке!
Tags: bombers, coffin wheels, gulag tunes, messer chups, spoilers, surfaces, the vivisectors, поющие гитары, рецензии, статьи
Subscribe

  • Electric Gurus (2009)

    Artist: Electric Gurus Album: Electric Gurus Year: 2009 Style: Acid Surf Label: Karliki Records 015 Time: 57:37 Rip: mp3 320 Size: 155 mb…

  • Апрель. Манчестер. Skitzo. Ливерпуль. Blue Demon

    Начну с того, что 2 месяца назад, в начале апреля, мои славные работодатели расчехлились заслать меня в мою вторую английскую командировку.…

  • Отчет о фестивале "Украбилли-Bang" # 7

    Пять дней этого удивительного праздника любимой музыки, стильных мужчин и прекрасных женщин закончился. Это грустно, но неизбежно. Главное –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Electric Gurus (2009)

    Artist: Electric Gurus Album: Electric Gurus Year: 2009 Style: Acid Surf Label: Karliki Records 015 Time: 57:37 Rip: mp3 320 Size: 155 mb…

  • Апрель. Манчестер. Skitzo. Ливерпуль. Blue Demon

    Начну с того, что 2 месяца назад, в начале апреля, мои славные работодатели расчехлились заслать меня в мою вторую английскую командировку.…

  • Отчет о фестивале "Украбилли-Bang" # 7

    Пять дней этого удивительного праздника любимой музыки, стильных мужчин и прекрасных женщин закончился. Это грустно, но неизбежно. Главное –…